Антрофомортная скульптура Мангистау

Антрофомортная скульптура Мангистау

Истоки происхождения антропоморфной скульптуры кочевников Манкыстау и Устюрта пока не известны. Но с уверенностью можно говорить о том, что в культово-погребальной практике местного населения стилизованное изображение человека, пройдя тысячелетия, по-прежнему существует. 

Период раннего средневековья отмечен крайне редким изображением человека в камне. Пожалуй, пока единственным образцом скульптуры этого периода можно считать балбал из поминальной ограды могильника Куйрук, расположенного на окраине Актау. Ограда имела круглую планировку диаметром 4 м. Ее невысокие стенки сложены горизонтальной кладкой из природного камня без раствора. С востока в ограду вел небольшой проход, ограниченный двумя вертикально установленными камнями, один из которых представлял собой антропоморфную скульптуру. 

К сожалению, еще в древности у балбала была частично разбита голова. Фигура человека воспроизведена очень схематично. На поверхности каменного блока просматривается только голова со схематическим лицом и раскрытая ладонь левой руки в области груди. На лице заметны прямой нос, выпученные глаза и небольшой рот, очерченный усами, и маленькая бородка. 

 В конце X - начале XI вв. на ранних мусульманских могильниках появились надгробия с небольшими стилизованными стелами, которые представляли собой прямоугольную или трапециевидную каменную плиту с дисковидным навершием-головой. Иногда навершию придавали зооморфные черты, запечатлев, например, симметричные завитки рогов горного барана. В таком виде эти стелы пережили мусульманские реформы и нововведения XII и XIV вв. 

Примерно, в XV в. под давлением догм ислама они были заменены на плиты из необработанного камня. Вероятно, в XVII в. с проникновением на Устюрт и Манкыстау казахов рода адай возобновляется традиция устанавливать на могиле схематичнее изображение человека. Ярким подтверждением этого служит стела на некрополе Уали с высеченным изображением человека в полный рост. Здесь же встречаются плиты с выделенным навершием-головой. 

Мы склонны считать, что со временем эта традиция сменилась обыкновением устанавливать на могиле декоративную стелу-плиту с мужскими или женскими атрибутами. На «мужском» кулпытасе чаще запечатлевали боевой пояс, лук и колчан, боевой топор, саблю и фитильное ружье; на «женском» - серьги, височные подвески, нагрудное украшение, зеркало, гребень, обувь. Существует мнение, что этот тип надгробий относится к кулпытасам. 

По нашему же убеждению, эти стелы являются самостоятельным типом, своим происхождением связанным с древней каменной антропоморфной скульптурой.

По материалам Мангистауского областного историко-краеведческого музея-заповедника

Фото предоставлено музеем



Поделиться:

Назад в категорию