Каолин – гончарная мастерская

Каолин – гончарная мастерская

     При упоминании гончарного дела у нас с вами, большей частью, возникает ассоциация с европейскими ремесленниками, но отнюдь, не с нашими местными. Наверное, это и неспроста. 

  Если обратиться к историкам, то они говорят, что изначально гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями. В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики. Производство глиняных горшков было известно в древности, когда люди познакомились со свойствами глины, очень распространённого на нашей планете материала.

  Из народов Азии китайцы за 2000 лет до нашей эры выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.

  В изделиях гончарного производства каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. Например, народы некоторых племён Центральной Африки ещё в начале XX века изготовляли горшки от руки, суша их на солнце, затем обкладывая их внутри и снаружи соломой и осуществляя обжиг, поджигая солому.

  Гончарное производство до VIII века находилось в Европе в упадке, толчок его развития дали мавры Испании, тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Изготовлялись глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, встречающихся в Гранаде, Альгамбре, Алькасаре и так далее. 

  Расцвет гончарного дела приходится между XIII и XV столетиями, в это же время получает большое развитие гончарное производство в Италии, особенно после изобретения там майолики. Особенно известен был скульптор Лука делла Роббиа, произведения которого считаются гордостью Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной гончарной глины, смешанной с песком и мергелем, известь которого увеличивала способность плавления и сплотнения. Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, зелёный — медью, фиолетовый — марганцем. Все его изделия подвергались двойному обжигу: перед глазурованием и после.

  Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дали начало новой отрасли гончарного производства, выделке фаянса. Фаянсовые изделия сначала обжигались слабым огнём, потом покрывались белой поливой, на ней делались живописные рисунки, и изделия подвергались вторично обжигу, но уже очень сильному. Из майолики выделывались не только архитектурные украшения, но и разного рода домашняя утварь, вазы, статуэтки.

  Вот что говорят историки. А что же происходит сейчас. Сейчас, у нас, в Актау. Оказывается, в городе действуют несколько гончарных мастерских. В одним из них нам посчастливилось побывать и поговорить с его хозяином.

  Асхат Нурмуханов закончил факультет керамики Алма-Атинского художественного колледжа прикладного искусства. Этих знаний оказалось ему недостаточно, и он проучился в Академии искусств им. Т.Жургенова. 

  Какое-то время он начал заниматься дизайном по интерьеру, но по истечению времени вновь вернулся к искусству керамики. И вновь в погоне за знаниями уехал в Иркутск, жил в Москве, был на Байкале. Буквально, с его слов, «заболел керамикой». И некогда увлечение-хобби теперь переросло в целое производство керамических изделий. 

  Наряду с бизнесом у Асхата предусмотрено и обучение одаренных детей. Дети из малообеспеченных семей и дети-инвалиды обучаются бесплатно, что бесспорно заслуживает уважения. У него проводятся мастер-классы как для детей, так и для взрослых. Приходят люди, которые никогда не держали в руках глину, не видели гончарный круг. Довольно все просто, как говорит мастер, достаточно показать любознательному человеку азы гончарного дела, и дело начинается спорится в руках у новичка, прямо на его глазах, что вызывает восторг и изумление. Один мастер-класс состоит из двух занятий, так как в особенностях гончарной лепки присутствует начальная стадия, где сырой продукт-изделие сохнет, доходит до определенной кондиции. Затем следует обжиг изделия в специальной печи, его покраска, глазурирование, декорирование, и вновь обжиг. На весь процесс создания конечного продукта, таким образом, уходит неделя с небольшим.

  В перспективных планах мастерской создание сувенирных изделий в стиле а ля Мангистау, посуды для ресторанов и кафе. Пожелаем же удачи им!

 

 

 

 

 

 

 


nehabar.kz
Поделиться:

Назад в категорию