Культ предков

Культ предков

В преданиях мангистауской земли сохранилось упоминание, что здесь жили, проповедовали и были похоронены 360 суфиев, причисленные местным населением к лику святых. Какая-то доля их имен и могил затерялась в пустынных просторах Манкыстау, но большую часть их имен народная память сохранила. Шопан-ата, Масат-ата, Султан-епе, Караман-ата, Сисем-ата, Кенты-баба, Сислам-ата, Шакпак-ата, Кошкар-ата, Бекет-ата… Благодарные потомки до настоящих дней чтят эти имена, а их могилы являются святынями, куда на поклон спешат многочисленные паломники.

С многочисленными культово-погребальными комплексами мангистауской земли связано несколько уникальных явлений, корнями уходящих в глубокую древность. У местных казахов, несмотря на мусульманское вероисповедание суннитского толка, до настоящего времени продолжают традиционно сохраняться пережитки доисламских верований, связанных с культами предков, животных, деревьев и огня.

Именно с культом предков связано такое большое количество святых мест Мангистау и стилизованных антропоморфных стел на могилах. Главным атрибутом могилы святого является деревянный шест или сухая ветка дерева и каменный светильник. Дерево служит своеобразным проводником-дорогой, по которому дух святого может спускаться с небес на землю. Еще Т. Г.Шевченко в своих дневниках отмечал, что дерево у казахов в великом уважении. Нельзя было ломать даже сухие ветки.

Сегодня у подземной мечети Шопан-ата растет старая шелковица. Ее духовный статус очень велик. В легенде говориться, что это дерево выросло из посоха Ходжи Ахмеда Ясави; он забросил посох с наказом: кто из учеников найдет его, тому он даст благословение. Этой легендой подчеркивается высокий сакральный статус дерева в народных верованиях. Именно к деревянному шесту на могиле святого привязываются жертвенные лоскуты материи с воздаяниями и мольбами о помощи. Деревянные ветки можно увидеть и в подземных мечетях Манкыстау.

Возжигание сальных свечей у могилы святого – это совмещенный акт жертвоприношения и получения очистительной благодати от предков.

В ранние времена на могилы святых удачливый охотник приносил рога горного барана – муфлона как искупительную жертву за убийство этого животного. Манкыстауский муфлон считался «чистым» животным и почитался у местных жителей. Старики рассказывали, что это животное, как и рыба, было одним из первых, которого сотворил Аллах, наряду с человеком.


Живший высоко в горах муфлон, считался близким к небесам и Аллаху. Охотник, убивший муфлона по жизненной необходимости, просил у него прощения, обещая положить его рога на могилу святого. Из шкуры горного барана делали коврик для моления. Женщины у рогов муфлона на могиле святого просили детей. Они стучали по рогам и по количеству осыпавшихся чешуек определяли, сколько малышей им будет даровано Всевышним. Такое благоговейное отношение людей к этому животному проявилось в установке на могилах его каменных изваяний, называемых в народе кошкартас.

По материалам Мангистауского историко-культурного  музея-заповедника

Фото предоставлено музеем


Поделиться:

Назад в категорию