Многообразие архитектурных форм некрополей Мангистау

Многообразие архитектурных форм некрополей Мангистау

На родовых кладбищах Мангистау и Устюрта сосредоточено 2/3 архитектурного достояния кочевой культуры Казахстана. Самые известные некрополи Мангистау - это Шопан-ата, Сисем-ата, Карагашты-аулие, Масат-ата и многие другие. Разнообразие архитектурных форм надгробий отражают многоликий мир взаимодействия языческих и исламских верований номадов.

Принято считать, что мангистауские некрополи возникают в период появления здесь первых исламизированных кочевников. Историки определяют это время концом X – XI веками. Первые мусульманские надгробия сохраняют в себе черты доисламских верований. В них запечатлены традиции зороастризма и культа предков. С этим периодом следует связать и появление на Мангистау традиции строительства первых мавзолеев башенного типа. Первые купольные мавзолее появляются здесь в XIV веке. 

Продолжая традиции древности, казахи развили навыки камнерезного мастерства до совершенства. Они разработали новые приемы возведения сложных по архитектурным расчетам и облегченных по конструкции усыпальниц-мавзолеев. Надгробные формы, в отличие от ранних и более аскетических по содержанию, становятся разнообразнее и сложнее по семантической наполненности. 

На мангистауской земле получает дальнейшее развитие идея антропоморфизма в виде плоских декорированных стел. Самой ранней из них следует считать камень с изображением человека в полный рост, происходящий с некрополя Уали. Это изваяние очень архаично и уникально. 

В XIX в. появляются великолепные образцы плоских надгробных стел, на которых помимо декоративного орнамента изображали предметы, указывающие на пол умершего - набор воинских принадлежностей на мужском захоронении, украшения и предметы туалета, а также обувь - на женском.

Казахские мастера-камнерезы продолжают развивать местную традицию создания надгробий, именуемых в народе койтас (каменный баран) и сандыктас (каменный сундук). Вместе с тем появляются и новые оригинальные формы надгробий и оград – саркофаги, многоступенчатые пирамидки (уштас и бестас), саганатамы. Мастера каменных дел использовали разнообразные орнаментальные мотивы в декорирование надгробных сооружений. Они использовали методы плоскорельефной резьбы, гравировки, полихромной росписи. Каменные декор превосходит своим замыслом и разнообразием узоры тканых изделий, реализуя всю безграничную фантазия степняка, его видение мира и природы. 

По материалам Мангистауского областного историко-культурного музея-заповедника

Фото Алены Логиновой


Поделиться:

Назад в категорию