Возвращение в Рай

Возвращение в Рай

В Алматы состоялась выставка Елены Григорьян «Из сада забытых фруктов».  В ее основе - ощущения от итальянского  Пеннабили - Города Тонино Гуэрры, от общения с его женой Лорой, от его кошек и сада забытых фруктов...

Наших праотцов изгнали из Рая – сытного, теплого, светлого – безмятежного. Из Рая, где царило абсолютное счастье. Взамен мы получили страсть со всеми ее атрибутами – ревностью, смятением, жаждой удержать. И никогда уже не бываем безусловно и непререкаемо счастливы. Мы все время что-то ищем. 

Томас Вулф писал: «Немо вспоминая, мы ищем великий забытый язык, утраченную тропу на небеса, камень, лист, ненайденную дверь. Где? Когда?»

Выставка Елены Григорьян «Из сада забытых фруктов» - это попытка найти утраченный рай, войти в утраченный рай. Не случайно ведь композиция из керамических фруктов окружена живыми «райскими» яблочками.  

Жизнь настоящего художника всегда лестница Иакова. «По сверкающим ступеням человеческого духа вверх, к совершенству». И художник как никто способен приблизиться к райским садам и повести нас за собой. 

Образ сада забытых фруктов рождает множество реминисценций. От Тонино Гуэрры рукой подать до Феллини, Параджанова, Маркеса, Тарковского. Поиски Лены напоминают попытку героя фильма «Ностальгия» пронести свечу, не дать ей погаснуть. И это свеча освещает путь не только художнице. Она светит и нам, манит, не дает заблудиться. 

Войдем же в сад забытых фруктов, утолим духовный голод, согреемся красками райских плодов, поймем, что наконец счастливы. Счастливы не только на мгновения созерцания и постижения, счастливы не только прикосновением к прекрасному, счастливы теперь и после – вечным поиском, который приводит нас к источнику света и добра, который у каждого свой. 

И этот источник дарит бессмертие не только тем, кто его питает – художникам, поэтам, режиссерам, но и нам всем. Ведь те чувства, которые рождают их творения, доказывают, что у нас есть душа. А душа бессмертна…

Я не была на этой выставке, мои впечатления лишь от фотографий. А вот что пишет алмаатинский искусствовед, побывавший на вернисаже, Баян Барманкулова:

"Если ты оказался в Италии, где каждый город дышит историей, легендами и красотой, и к тому же любишь фильмы Феллини, Антониони и Тарковского, то обязательно заедешь в крошечный Пеннабили, где жил поразительный Тонино Гуэрра, писавший замечательные сценарии для этих и многих других режиссёров. 

С женой Лорой он переселился сюда в 1989 году и преобразил это пространство своим творческим присутствием. Одарённость Тонино Гуэрра была столь многогранна, что никакой дом не смог бы вместить всё, что им создано: живопись, рисунки, батики, мебель, керамику. 

Вокруг своего дома он создал парк материализованных воспоминаний о каждом из своих талантливых друзей и сад фруктовых деревьев, спасённых им из заброшенности. И ещё его творческая фантазия украсила улицы истены городка, благодарно погрузившегося в ауру великой личности, обладавшего, быть может, самым главным талантом – любить жизнь.

Елена Григорьян вернулась из путешествия по Италии сблагодарными воспоминаниями о чудесном средневековом городке, о доброжелательной хозяйке дома Гуэрра.  Для неёорганично было откликнуться тем, что и она любит безмерно – керамикой, создав малое отражение замечательного сада забытых фруктов. 

Странная и поразительная эта затея изображать дары природы не масляными или акварельными красками, а глиной, не боясь простоты копии. Что тут в помощь? Лёгкая стилизация силуэтов, чуткая к движениям рук и чувств поверхность глиняного объёма, игра оттенков цветной глазури, несущих в себе отзвук мира натуры и мира человеческих ощущений, визуальных,осязательных и даже, пожалуй, обонятельных. 

Эти хурма, инжир, груша, яблоко, черешня обладают, как ни странно, разностью характеров. Ни одна груша не похожа на другую, например. Цветовая оболочка каждой хурмы своей притягательной живописностью напоминает о неубывающей красоте природы. Словно это древний пантеист взглянул на мир, в котором всякое явление благодатно и неповторимо. Язык может обойтись одним словом, чтобы дать имя каждому фрукту, ягоде или овощу, но если глаз чуток, то человеку придётся придумать немало прилагательных, чтобы перечислить все его особенности. Вот и художник лепкой и цветом определяет неповторимость даров природы. Впрочем, и счастливых откликов чувствительной души."

 

Прелесть таких проектов - в их неисчерпаемости. Перенеси фрукты в другой интерьер и пейзаж - новое произведение искусства. Но об этом в следующем выпуске.

Алена Логинова

Фото Елены Григорьян

                                                                    


Поделиться:

Назад в категорию